На что обращать внимание при покупке автомобиля


Если вы уже провели разговор с продавцом по телефону и вас устраивают все ответы, необходимо договориться о встрече и подготовиться к сделке. Желательно арендовать толщиномер и диагностический сканер ELM-327 (его можно заказать в Китае за 300 рублей). Но если у вас нет этих спецсредств можно обойтись и без них, так как наиболее явные дефекты вычисляются очень просто. В данной статье мы попробуем разобраться на что стоит обращать внимание при покупке автомобиля, чтобы не купить автохлам и не потратить деньги и время впустую.


В первую очередь, при покупке с рук, уделите внимание документам на б/у автомобиль


Продажа должна осуществляться от собственника или от лица имеющего нотариально заверенную доверенность на перепродажу автомобиля. Первым делом смотрим ПТС и паспорт продавца и сверяем идентификационные таблички на транспортном средстве. Если все хорошо, можно переходить к осмотру. К более тщательной проверке документов мы вернемся позже, так как эта процедура заслуживает пристального внимания перед оформлением сделки.


Осмотр кузова


Самое дорогое в машине это кузов, поэтому стоит обратить повышенное внимание на целостность геометрии и отсутствие следов сильного ДТП. По возможности обойдите машину на расстоянии 5-10 метров и убедитесь, что она не кривая, косая и не была завязана в узел. Посмотрите на зазоры, разницу расстояний от колес до арок, равнонаправленность колес, а также равномерность износа протектора шин. При обнаружении отклонений или подозрений заостряем внимание на подозрительных деталях и сопряженных с ней узлах. Если у вас имеется толщиномер, задача существенно упрощается, если же нет, придется прибегнуть к дедовским способам.


Проверьте год изготовления стекол на автомобиле


Как правило, они должны совпадать с датой производства, указанной в ПТС. Бывают случаи, когда стекла старше автомобиля, но не более чем на 1 год. Это обусловлено многоступенчатым алгоритмом конвейерного сбора автомобиля. Обращать внимание следует на цифры указанные в нижней правой части стекла. Как правило, год изготовления пишут последней строкой в виде одной или двух цифр, которым предшествует многоточие.


Если автомобиль не принимал участие в серьезном ДТП, все стекла должны быть одного года (не стоит исключать случаев вандализма, хотя это единичные случаи). Также не пугайтесь замененного лобового стекла - трещины на современных автомобилях могут возникнуть как от случайного камня на дороге, так и от банальной разницы температур внутри и снаружи автомобиля (тепловая трещина). Наиболее щепетильные автовладельцы производят их замену не по одному разу за весь срок эксплуатации, да и пройти техосмотр с таким дефектом становится все более проблематично.


Смотрите зазоры между кузовными деталями


Если не говорить о большинстве "произведений" отечественного автопрома, зазоры у автомобиля должны быть одинаковыми по всей площади взаимодействия соседних деталей. Можно начинать осмотр по ходу автомобиля. Первое, на что стоит обратить взор, это зазоры между капотом и бампером с крыльями. Они не должны расходиться или соприкасаться на каком-либо из участков автомобиля и иметь постоянные величины на всем протяжении.

При обнаружении неровных зазоров, открывайте капот и смотрите на болты креплений крыльев и капота, просматривайте заводские места сварки, и соединения, обработанные фабричным герметиком. Проверьте крепежи фар, а также решетки радиатора. На большинстве современных машин на фарах также должны присутствовать наклейки с датой изготовления, которые должны соответствовать году выпуска автомобиля.

Пристальное внимание уделите лонжеронам и силовым элементам кузова - все должно быть ровным, без следов постороннего вмешательства. Если лонжероны подвергались механическому воздействию лучше прекратить на этом осмотр, и не думать о покупке такого автомобиля, так как он может иметь поврежденную геометрию кузова, которую вряд ли удастся восстановить.


Двери автомобиля


Зазоры на дверях должны иметь идентичное расстояние между собой и передними и задними крыльями на обеих сторонах машины. Открытие и закрытие дверей должно осуществляться с одинаковым усилием и плавностью. Осмотрите болты крепления, если двери снимались на гранях наверняка будет содрана краска, что свидетельствует о существенном ремонте.


Также осмотрите пороги и центральную стойку, при возникновении подозрений снимайте уплотнительные резинки с дверных проемов и проверяйте наличие заводской точечной сварки по всему периметру. Внутри салона можно снять декоративную накладку порога и заглянуть туда, в поисках кузовных работ, которые могли повлиять на геометрию кузова. Если все хорошо, осматриваем багажник.


Зазоры багажника и пол под запаской


Обращаем внимание на оптику, и равномерность зазоров по аналогии с капотом. Внутри багажника желательно отогнуть декоративную обшивку и заглянуть в область задних крыльев и под пол. Убедившись в наличии заводских швов и отсутствии восстановленных после ДТП деталей можно переходить к обследованию салона.


Что смотреть в салоне машины перед покупкой


Жаль, что современное законодательство не предусматривает уголовной или административной ответственности для продавцов автомобилей, скручивающих пробег перед продажей. Такой конфуз может стать довольно неприятным сюрпризом после покупки. Чтобы его избежать нужно тщательно изучить салон. Перед покупкой желательно изучить профильные форумы по выбранной марке и найти информацию об износе элементов салона к определенному пробегу.

Наиболее показательными деталями являются те, которые имели непосредственный контакт с водителем. Начните с ручки водительской двери, левой боковины сиденья, педалей, руля, ну и конечно же ручки коробки передач. Обладая знаниями о степени износа салона, вы без труда сможете определить говорит ли вам продавец правду или "ездит" по ушам, рассказывая про минимальный пробег вступивший в симбиоз с привлекательной ценой.


Осмотр двигателя и подкапотного пространства


Не заводите мотор сразу, сперва осмотрите подкапотное пространство. Лучше если двигатель не мыли, так гораздо проще оценить его состояние перед покупкой, так как можно осмотреть его огрехи. Отверните пробку маслозаливной горловины и загляните внутрь, там не должно быть чрезмерных отложений.


Подтеки масла из под клапанной крышки, со стороны коробки передач и коленвала скажут о необходимости дополнительных вложений после приобретения автомобиля. Также визуально оцените состояние навесного оборудования и ремней, дополнительно проверьте качество и уровень всех жидкостей. Следует обратить внимание на бачок с антифризом, если автомобиль перегревался на его стенках будут черные или коричневые отложения. Покупать авто с перегретым когда-то двигателем большая лотерея, которая может привести к дорогостоящему ремонту в будущем.


Теперь можно завести двигатель. Запуск должен произойти без затруднений без использования педали газа и чересчур долгого кручения стартера. При работе мотора не должно быть слышно подозрительных звуков, он должен работать ровно и без провалов. Металлический свист может говорить об износе роликов или подшипников навесного оборудования, таких как генератор и компрессор кондиционера.


На заведенном двигателе отверните крышку маслозаливной горловины и положите её сверху. На хорошем двигателе она должна притягиваться благодаря внутреннему разрежению воздуха. Если крышка пытается улететь, попутно выплевывая капли масла - это свидетельствует об износе ДВС, чрезмерной загрязненности системы вентиляции картерных газов и износе поршневой группы. Если все здорово переходим к следующему этапу.


Полевая проверка КПП


Попросите у продавца сесть за руль перед покупкой автомобиля. Конечно далеко не каждый владелец доверит вам свое транспортное средство, ввиду отсутствия страховки, да и банального недоверия, но попытаться стоит.


Механическая коробка передач


Выжимаем сцепление и включаем передачу. При нажатии обороты двигателя не должны резко падать или возрастать. Если вы услышите шуршание или свист это говорит об износе выжимного подшипника, который придется менять в сборе со сцеплением. При отпускании педали сцепления машина должна плавно начать движение без рывков, обратите внимание, что их наличие также свидетельствует о его замене. Включите все скорости поочередно, они должны переключаться без излишних усилий. После этого проверьте автомобиль в движении, никакие посторонние шумы, вибрации и гул на скорости недопустимы.


АКПП


На заведенном авто проведите селектор автомата через все положения с задержкой на каждой из ступеней. При включении скоростей недопустимы сильные удары в коробку. Теперь попробуйте её в движении, после включения "D" и опускания тормоза ваш потенциальный транспорт должен начать движение самостоятельно, без участия педали газа. Переключения должны происходить плавно без пинков и толчков. Чтобы продиагностировать их отсутствие поиграйте педалью газа, чтобы спровоцировать экстремальные нагрузки на коробку. Чтобы не возникло недоразумений, рекомендуем обговорить свой стиль езды с продавцом заранее.


Вариатор


Да простят нас все разработчики инновационных технологий, но покупать б/у автомобиль с вариатором это настоящая лотерея, поэтому на вторичном рынке мы не рекомендуем покупать такие авто. Перед покупкой невозможно проверить износ вариатора, как в полевых условиях, так и в условиях сервиса. Он может сломаться внезапно, как только вы отдали деньги продавцу и проехали несколько километров.
Производители даже не пытаются скрывать малого срока службы вариатора. Бесспорно, технологичность и инновационность в этом агрегате присутствует, однако надежных вариаторов пока не изобрели, а его ремонт иногда сопоставим со стоимостью автомобиля. Если уж вы решились на покупку, везите его в сервис на проверку с подключением к диагностическому разъему, и чтением информации о пробеге со всех блоков машины. С большим пробегом такую машину однозначно брать не стоит.


Как проверить подвеску перед покупкой


Проверку подвески лучше произвести в движении, но перед этим покрутите руль влево вправо с небольшой амплитудой на месте. В рулевой рейке не должно быть слышно ударов и стуков. Найдите максимально ухабистую дорогу (благо живем в России, с этим не должно возникнуть проблем) и проедьте по ней собирая все кочки. Тишина? - Хорошо, переключаемся на следующий тест.

На ровной поверхности выкрутите руль максимально вправо и резко троньтесь. Тоже самое проделайте вывернув рулевое колесо в левую сторону. Обратите внимание, что если при движении с вывернутыми колесами вы услышите характерный хруст, это говорит об износе шарниров угловых скоростей (ШРУС). Это конечно не повод отказываться от покупки авто, но это хороший повод для торга.


Заключение


После завершения осмотра можно выносить первое суждение о целесообразности покупки этого б/у автомобиля. Если достоинства перевешивают недостатки, можно переходить к более глубокой проверке документов и оформлению сделки через договор купли-продажи. Если же имеются сомнения, лучше обратиться в автосервис, который проведет детальную диагностику транспортного средства, что  поможет вам принять правильное решение.